Finversia.ru,
26 июля 2019 г.
Утилизируй это: почему налоговыми вычетами мало пользуются в страховании? 234 просмотра
Несмотря на то, что возможность получить налоговый вычет по различным страховым продуктам существует довольно давно, люди пользуются ею не слишком активно. Почему так происходит?
Для повышения интереса к различным финансовым продуктам, стимулирования их использования людьми, государство, как правило, прибегает к такому инструменту, как предоставление по ним различных налоговых льгот. Страховые продукты в сегменте страхования жизни – не исключение.
Работающий механизм налогового стимулирования в этой сфере существует, но давайте разберемся насколько он эффективен. В 2018 году (по итогам 2017 года) было получено порядка 179 тысяч социальных вычетов по положениям статьи 219 НК РФ. Эти вычеты относились к договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, а также к дополнительным страховым взносам на накопительную пенсию. Помимо этого, было получено порядка 353,5 тысяч уведомлений для получения вычета у работодателя. Таким способом можно получить налоговые вычеты по тратам на лечение, образование, пенсию и страхование жизни.
К сожалению, нет доступной статистики о доле договоров страхования жизни. Много это или мало? В 2017 году было заключено свыше 546 тысяч договоров страхования по накопительному (НСЖ) и инвестиционному (ИСЖ) страхованию жизни – по тем продуктам, которые предусматривают получение налогового вычета. Если принять во внимание комплексность данных по социальному вычету, можно предположить, что по итогам 2017 года было получено в три раза меньше налоговых вычетов, чем заключено договоров страхования, дающих такое право.
Справедливости ради стоит сказать, что в последнее время появляется все больше продуктов со сроком действия менее 5 лет (право на вычет предоставляется по договорам от 5 лет). Однако в противовес этому обстоятельству можно отметить, что вычет можно получать с каждого взноса по договорам с периодической уплатой премии (в основном договоры НСЖ). Доля вычетов по таким договорам, вероятно, высока, о чем может косвенно свидетельствовать средний размер вычета, приходящегося на подобные вычеты.
При этом средний «чек» по рассматриваемой нами категории социальных вычетов немногим превышает 30 тысяч рублей при максимальной нормативной возможности в размере 120 тысяч рублей. По договорам ИСЖ база для получения вычета существенно выше.
Возникает парадоксальная ситуация: люди платят взносы по договору страхования, кто-то (в данном случае, государство) «дарит» им с этой суммы какие-то дополнительные деньги, а они этим не пользуются. Зачем отказываться? На то могут быть три причины: во-первых, если получить этот подарок сложно; во-вторых, если «подарочная» сумма не вызывает желания тратить на её получение время и нервы. Отдельно отмечу третью причину, по которой клиент может не получить вычет, – он просто не знает о его существовании.
Зачастую все упирается в простоту получения вычета. С одной стороны, практически все «жизневые» страховщики в том или ином формате предлагают подобный сервис. Но запустить недорогой (для страховщика) и массовый механизм можно только по удаленным каналам взаимодействия с клиентом. Здесь и начинаются сложности: от регистрации личного кабинета налогоплательщика и получения усиленной квалифицированной подписи клиента, до подачи от его имени документов и получения реальных денег.
Дополнительные сложности возникают из-за комплексного характера вычетов. Нередко клиент, желающий получить социальный вычет по договорам страхования жизни, имеет право также и на другие вычеты (социальные, имущественные и/или инвестиционные). Сочетание нескольких видов вычетов делает процесс для страховщиков непрофильным и «дорогим» – не вписывающимся в экономику продукта. Клиент же, со своей стороны, воспринимая данный сервис как подарок – часть продукта, не готов дополнительно платить за него.
При этом в предельный размер для социальных вычетов (120 тысяч рублей) можно уложить затраты по шести разноплановым позициям, включая такие социально значимые виды расходов, как затраты на образование и лечение. Насколько такое смешение затрат влияет на размер получаемого налогового вычета по страхованию жизни сказать сложно. Отметим лишь, что предельный размер социального налогового вычета в размере 100 тысяч рублей был определен в 2007 году и увеличен до нынешнего размера в 2008 году в связи с введением программы государственного софинансирования пенсий. Страхование присоединили к данной статье «бесплатно». Представляется, что сумма, которая была значима в 2008 году, не может удовлетворить клиентов в 2019 году. Особенно это касается клиентов по ИСЖ, где средний размер премии существенно выше.
Для сравнения: максимальный норматив по инвестиционному вычету составляет 400 тысяч рублей. По некоторым данным по итогам 2017 года было оформлено порядка 43 тысяч вычетов со средним размером вычета 330 тысяч рублей. При этом, по данным Мосбиржи и НАУФОР, было открыто более 100 тысяч индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Можно по-разному интерпретировать эти данные. Необходимо учитывать и два вида вычета, и «пустые» договоры. Представляется, что утилизация вычетом значительно выше, а сумма близка к максимально возможной. И достигается это во многом благодаря активному продвижению идеи вычета как одного из основных преимуществ ИИС, чего очевидно не хватает в страховании.
Можно сделать вывод о том, что социальный налоговый вычет не столь популярен у страхователей по договорам страхования жизни как минимум из-за сложного администрирования и его включения в совокупный размер налогового вычета по нескольким жизненно важным направлениям затрат. Одновременно страховщики недостаточно активно доводят до клиентов информацию о его наличии и слабо помогают им в его утилизации. Повысить востребованность этого стимулирующего механизма могло бы предоставление налогового вычета по договорам страхования жизни в большем объеме.
Александр КОЗИНОВ,, директор по правовым вопросам СК «Росгосстрах Жизнь»
Вся пресса за 26 июля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Маркетинг, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 мая 2024 г.
|
|
Новгород, 8 мая 2024 г.
Штраф на полмиллиона рублей получила медицинская сотрудница, занимавшаяся хищениями
|
|
Бизнес Грузия, 8 мая 2024 г.
С 1 июня 2024 года для въезда в Грузию будет нужна медицинская страховка
|
|
Право.Ru, 8 мая 2024 г.
«АльфаСтрахование» оспаривает санкции ЕС
|
|
Report.Az, Баку, 8 мая 2024 г.
В ЦБА обсуждены стратегические цели страхового сектора
|
|
НГС, Новосибирск, 8 мая 2024 г.
Новосибирец отсудил у страховой компании 12-кратную сумму компенсации за ДТП
|
|
Тренд, Баку, 8 мая 2024 г.
ЦБ Азербайджана и СК обсудили стратегические приоритеты сектора
|
|
Бел.Ru, Белгород, 8 мая 2024 г.
Предприниматели в Белгородской области стали чаще страховать риски и имущество
|
|
Финмаркет, 8 мая 2024 г.
ЦБ РФ предлагает ввести 2 «периода охлаждения» по договорам долевого страхования жизни
|
|
ТАСС, 8 мая 2024 г.
ЦБ предложил ввести период охлаждения по полисам долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ-Нижний Новгород, 8 мая 2024 г.
НСА: заморозки в Нижегородской области создают опасность для озимых
|
|
Красноярский рабочий, 8 мая 2024 г.
Подсчитали - прослезились
|
|
ГТРК Алания, Владикавказ, 8 мая 2024 г.
В Северной Осетии снизилось число жалоб на страховые компании
|
|
Хабаровский край сегодня, 8 мая 2024 г.
В Хабаровском крае аферисты теперь действуют от имени фонда ОМС
|
|
ГТРК Белгород, 8 мая 2024 г.
Банк России предупредил белгородцев о новом виде мошенничества
|
|
Вестник ГЛОНАСС, 8 мая 2024 г.
Кризис на рынке автострахования в США. Телематические предложения уменьшаются
|
|
МК в Хакасии, 8 мая 2024 г.
В Хакасии мошенники начали пользоваться полисами ОМС для обмана
|
|
Регионы России, 8 мая 2024 г.
Правоохранительные органы предупредили сразу о двух новых мошеннических схемах
|
 Остальные материалы за 8 мая 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|